Махатма (дев. महात्मा) — понятие в индуизме, имеет значение «спасённый при жизни». В христианстве синонимом термина можно считать понятие «святой». Этим термином назвали таких заметных людей как Мохандас Карамчанд Ганди иДжотиба Пхуле (Jyotirao Phule). Индийский писатель Рабиндранат Тагор в своей книге (Rabindranath Tagore: An Anthology, p. 2) популяризовал это понятие применительно к Ганди.
Термин также применяется к некоторым адептам, освобожденным душам или профессионалам.
Человек, который уже при жизни считается спасённым от круговорота сансары и ведёт себя спокойно при любых обстоятельствах, будь хорошо или плохо, ведь внешние признаки не затрагивают истинных гуру познавших истину. Их уверенность можно сравнить с огромной скалой, на которую не действует пролетающий мимо ветер.
Этимология
Термин Махатма — очень древнее слово[2], представляющее собой комбинацию из двух санскритских слов: Маха(большой) и Атма (душа), что можно перевести как «великая душа»[3]. При этом великий, благодаря именно высоким моральным качествам и раскрытому интеллектуальному потенциалу[2].
В своих книгах Елена Блаватская описывала Махатму как возвышенное существо, достигнувшее совершенного контроля над своими низшими проявлениями, освободившееся от гнета «плотского человека»[2].
Махатма — человек, который благодаря специальным техникам и подготовке достиг высокого духовного знания и развил в себе высшие способности, доступные остальным людям только после множества перевоплощений на пути духовной эволюции, возможной только в том случае, если они будут развиваться, а не уничтожат самих себя, живя против законов природы[4].
Елена Рерих писала, что индусы многое знают о своих Махатмах, но охраняют это священное знание от посторонних. В частности, многие не хотели, чтобы Блаватская раскрывала эти имена миру[5].
На языке Пали понятие Махатма обозначается словами Рахат или Архат[2].
]Теософия
Слово, применявшееся, в основном, в религиозной сфере, впервые было использовано в теософской литературе в конце XIX века Еленой Блаватской, одной из основательниц Теософского общества, когда она упоминала своих учителей как Махатм (или адептов), проживающих в Тибете[1].
В соответствии с теософским учением Махатма не бестелесный дух, а высокоразвитый человек, занятый индивидуальным духовным ростом и развитием земной цивилизации в целом. Блаватская была в наше время первой, кто утверждал о своей связи с этими адептами, в частности с Махатмой Кут Хуми и Махатмой Мориа[1].
В декабре 1879 года Блаватская приехала по приглашению Альфреда Синнетта в Аллахабад (Индия). Серьёзный интерес Синнетта к теософскому учению и к работе Теософского Общества побудили Блаватскую согласиться в 1880 году на пересылку его письма «Неизвестному Брату» (так он написал на конверте). Переписка продолжалась около четырёх лет[6].
Почерпнув из этой переписки некоторые сведения из области оккультизма, Синнетт написал книги «Оккультный мир»[7](1881) и «Эзотерический буддизм»[8] (1883), которые оказали значительное влияние на общественный интерес к теософии. Большая часть писем 1880-84 годов, содержащих объяснения и ответы Махатм на вопросы Синнетта, была опубликована вЛондоне в 1923 году как «Письма Махатм Синнетту». В первые годы после создания Теософского общества, Махатмы переписывались со многими его участниками. Большая часть этих писем была напечатана в двух томах, названных «Письма Учителей Мудрости»[9][10]]
на главную