«Существуют два основных ствола человеческого познания,
вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именночувственностьирассудок: посредством
чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».И.Кант
Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного
сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. —
соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех
многообразных форм знания научное познание — это процесс получения
объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей
действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием,
объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую
или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы
знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к
ведомству вненаучного знания:паранаучное,лженаучное,квазинаучное,антинаучное,псевдонаучное,обыденно-практическое,личностное, «народная
наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания
не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение
соответствующих познавательных технологий на три вида:паранормальное
знание,псевдонаукаидевиантная наука.
Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное
отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом
сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой
гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в
философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и
агностицизма.
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на
два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами
ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных
способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей,
разум позволяют узреть истину.
Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени
и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым —
уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать
непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение
(δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку
касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого
также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия.
Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя
собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму
роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь
«снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в
системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие
понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и
лишь оно способно на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как
сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же
относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.
Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или
«Притча о пещере»).
тип познания характерный для первобытной
культуры (тип целостного дотеоретического объяснения действительности при
помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных
героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными
участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуетсяперсонификацией, олицетворением
сложных понятий в образах богов иантропоморфизмом.
§религиозное
объектом религиозного познания в
монотеистических религиях, то есть виудаизме,христианствеиисламе, являетсяБог, который проявляет себя какСубъект,Личность. Акт
религиозного познания, или акт веры, имеетперсоналистически-диалогический
характер.
Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение
системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия
Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[источник не указан 625 дней]и формирует в его сознании требование
нравственного обновления.
В Новом Завете метод религиозного познания
сформулирован Самим Христом в «заповедях блаженства»:
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»
(Мф.,5,8)
§философское
философское познание представляет собой особый
тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является
стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти
фундаментальные принципы и основыбытия, определить место человека в нём.
Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В
его состав входят:гносеология,онтология.
В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и
место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится
создатьидеал, содержание
которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
§чувственное
является результатом непосредственного взаимодействия
субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и
ситуативность получаемого здесь знания.
§научное (рациональное)
предполагает возможность объективации
индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т. п. Именно
рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного
творчества, как наука и философия. Его основные формы:понятие,суждениеиумозаключение.
-
творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных
знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в
зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и
соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах:
обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Исходную структуру П.
представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного
воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины)
является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения
этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма,
скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П.
При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте
историко-философской традиции конкретизировались через разведение
фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность),
"разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое
время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает
соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. -
это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии
внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности.
Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1)
восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте
рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория
анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся
в моделях материализма и эмпиризма.
Начиная с
"коперниканского поворота" И. Канта, философия отходит от
созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль
субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в П.
мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, И.Г.
Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта
(Г. Гегель). Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную
неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус
субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась
не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную
истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим,
прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной
деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического,
семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в
современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма.
Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения
действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и
социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая
сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах,
позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую
деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках
феноменологии и герменевтики. П. здесь - это процесс смыслообразования,
позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней
действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан
с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на
рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее
адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но
никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.
В структуре
познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П.,
противопо-ставление которых в новоевропейской философии обусловило
возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные
формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом
непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает
конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи
основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое
значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы:
понятие, суждение и умоза-ключение) предполагает возможность объективации
индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П.
обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и
философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном
процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне
бессознательных структур психики. Структурировать П. можно также в зависимости
от объекта П. и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих
объектов П. можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними
естественное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом П. выступает
самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в
философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных
модусов индивидуального бытия. Проблемы П. на сегодняшний день изучаются целым
рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и
методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение,социология знания и науки и др.) дисциплин.